16 октября, в мире отмечается Всемирный день хлеба. Этот праздник был учреждён в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров.
Выбор даты обусловлен тем, что 16 октября 1945 года была создана Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, которая занималась решением проблем в развитии сельского хозяйства и его производства.
К хлебу во все времена на Руси было отношение особое – он считался святыней, символом жизни, неотъемлемой частью культурного наследия нации. Хлеб всегда был незаменимым спутником человека во все времена и существует почти столько, сколько и само человечество. В древние времена у нашего народа и его братьев хлеб считался ритуальным блюдом, дающим силу, и его приготовление сопровождалось сложными ритуалами.
Конечно, символом жизни всегда был один непоколебимый образ – образ СОЛНЦА. Поэтому, хлеб у наших предков всегда был круглый. Отождествление образа солнца через каравай и был тем ритуалом, в котором реализовывалась сила божественного светила. В народе о хлебе говорили, как о живом существом: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Хлеб всегда считался обрядовой пищей, его жертвовали богам, чтобы те содействовали плодородию.
В многовековой истории с хлебом связано множество поверий, обрядов, сказок, праздников, традиций и ритуалов. До сих пор в русском языке живут пословицы и поговорки о хлебе.
Издавна на Руси говорили: «Хлеб – Царь стола». Стол без хлеба называли «сиротским престолом». В этих крылатых фразах скрыта та великая благодарность и уважение к хлебу, которая на протяжении многовековой истории смогла отразится в различных обрядах, праздниках и обычаях Славянских народов.
С давних времён традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью демонстрирует благополучие хозяйского дома и проявленное гостеприимство. Отведать кусочек с солью означало вступить с хозяевами в дружеские связи, разделить поровну все тяготы и заботы. Отправившись в гости и застав хозяев за трапезой, вместо приятного аппетита использовали выражение «хлеб да соль вашему дому».
Этими мудрыми словами желали благополучия и процветания гостеприимным хозяевам, которые, встречая гостей, в первую очередь на стол выставляли каравай и солонку. А соль, кроме всего, по поверью, уберегает от пожара. По сей день дворы, знаменитые своим гостеприимством, называют хлебосольными.
Ни одно сватовство не обходилось без хлеба. С караваем и солью на рушнике встречали молодоженов и дорогих гостей по возвращению с венчания. Хлебом благодарили бабку повитуху. Ковригу использовали в качестве оберега, уложив рядом с новорожденным в колыбель. Хлеб брали с собой в дорогу, чтобы охранял путешественника в пути и напоминал о доме. Хлеб использовали при обряде новоселья. В новый дом на ночь впускали кошку или петуха, затем внутрь строения заносили священную икону и ковригу. Хлеб пекли на похороны, хлебом поминали предков.
Смеяться над хлебом считалось большим грехом, а небрежное отношение даже с крошками могло привести к нехватке денег и голоду. Оставить надкусанным кусок хлеба грозило потерей счастья и силы, запрещалось отламывать новый ломоть не доев первого. Никогда буханку не клали на голый стол без скатерти, а тем более коркой вниз, это считалось святотатством.
Еще интересный момент – хлебушек являлся символом земли, поэтому древние Славяне не резали хлеб, а разламывали руками. Хлеб не резали, потому что в нём была энергия души того, кто пёк хлеб, чтобы не поранить его душу.
Выпечка хлеба у древних славян почиталась за благородное занятие. Хлеб пекли раз в неделю, не перед праздниками, не перед воскресеньем и не перед пятницей. Заготавливали хлеба не больше, чем на неделю, чтобы злыдни не завелись. Кадка (дежа), в которой заквашивали тесто, и печь, где пекли хлеб, считались святыми.
В памятниках русской литературы даже упоминаются так называемые хаты-пекарни. Это были специальные помещения, в которых пекли хлеб. Дошли до нас и письменные записи о том, какими навыками должен был обладать пекарь в те времена. Он должен был уметь точно отмерять мука, правильно замешивать тесто и выпекать его при определенных условиях.
Долгое время наши предки готовили преимущественно кислый хлеб. Для его выпечки требовались глубокие знания в области заквасок, а сама рецептура хранилась в строжайшей тайне. Рецепты передавались из поколения в поколения. Все, что мы знаем о кислом хлебе тех времен, так это то, что в качестве закваски для него использовали часть теста от предыдущей выпечки. Закваску хранили очень бережно, в прохладном месте. Ведь от нее во многом зависят вкусовые качества хлеба.
Помимо ржаного древние славяне готовили выпечку из пшеничной муки. Самыми популярными были ковриги, калачи, просфоры и т.д. Первые представляли собой большой хлеб с углами. Пекли ковриги достаточно часто. А вот пироги и калачи из пшеничной муки готовили только по праздникам. Для них брали самую отборную муку и самые вкусные начинки. Больше всего почиталась выпечка с маком и медом.
С течением лет количество рецептов только возрастало. На Руси научились печь всевозможные булочки, блинники, пряники. Особенно популярны были последние. Однако пряники тех лет заметно отличались от тех, к которым мы привыкли сейчас. Они были очень большими. Их вес мог достигать 15 килограмм. Такие пряники преподносили в качестве вкусного подарка на именины, свадьбу и другие важные семейные праздники.
В наше время основная доля хлебобулочных изделий производится на специальных заводах и в пекарнях. Однако, домашний хлеб по-прежнему считается самым вкусным и полезным.
Другого более значимого символа в жизни человека, чем хлебушек просто не существует. О хлебе написано множество стихов, рассказов, книг, сказок. Ценить и уважать хлебушек нас учили с самого детства, в семье, детском саду, школе. В нашем сознании наряду, с такими благородными словами как Мать, Отец, Родина, Жизнь всегда будет присутствовать уважение и любовь к хлебу.