Фольклорный досуг «У колыбели»

17 июля участники любительских объединений Сачковичского ДК отправились в комнату крестьянского быта, чтобы заглянуть в прошлое – познакомиться с колыбелью, люлькой. С уверенностью можно сказать, что история люльки началась с рождением первых людей. Не всегда матери могли укачивать своё дитя на своих руках, нужно было поддерживать очаг, готовить еду, вести хозяйство. И тогда заботливые отцы сооружали подобие материнских рук для своего ребёнка, чтобы дитя также сладко покачивалось во сне и в тепле. 

В комнате крестьянского быта» хранится две люльки: одну передали жители с. Сачковичи, вторая приехала из п. Скачок. Интересную историю поведала нам хозяйка, встретившая нас на пороге «Комнаты».

В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному. Называли люльки зыбками, байками. Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.

Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.

Матери готовили полог на зыбку, который защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил.

Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.

С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут свое начало в язычестве. Например, младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому колыбельку покрывали пологом.

На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения, а люльку вешали подле икон, под охрану святых.

Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без нее он беззащитен. Особенно вне родного дома. В таких колыбельках и сон наверняка был сладким.

Качая зыбку много веков назад, сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.   Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Создателями и носителями колыбельных песен являются матери, бабушки, няньки, укачивающие ребёнка в колыбели или на руках. Многие считают, что колыбельную песню поют только с целью облегчить засыпание ребенка. А на самом деле колыбельные песни для детей – это целый мир. Они помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.

Ребята с интересом слушали рассказ, шутки, прибаутки, связанные с колыбелью. Интересно было рассматривать устройство колыбели, как она крепилась, из чего была сделана. Хозяйка, роль которой исполнила Кошарная Т.П. – руководитель кружковой работы, напела известные всем с детства колыбельные песни.

Татьяна Ермолинская,
руководитель кружковой работы Сачковичского ДК

 

Поделиться
Смотри также:
RSS-лента
YouTube
Одноклассники
Министерство культуры
Департамент культуры
Администрация Климовского района
Брянский методический центр НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Портал культурного наследия России