Комната русского быта. Сачковичский ДК.

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд…

Приглашаем на виртуальную экскурсию в комнату русского быта Сачковичского Дома Культуры

История создания комнаты русского быта

На чердаке заброшенной избушки
Валялась прялка в темноте угла.
На ней когда-то добрая старушка
Из шерсти пряжу у окна пряла.

И колесо крутилось и скрипело,
Плясало под рукой веретено.
Старушка еле слышно что-то пела…
Все было так недавно, так давно…

Прошли года. И нет уж той старушки.
И пряжу больше некому прясти.
И прялку, как какую безделушку
Решили вовсе на чердак снести.

Да, время беспощадно и сурово.
Все помешалось: мода, вкусы, быт.
Нет даже в деревнях следа былого,
И старый стиль заброшен и забыт.

Хотим равняться западному миру,
Но надо сердцем истину понять:
Чтоб уважали наш народ и чтили,
Традиции не нужно забывать.

(Иванова Ольга)

У каждого нового поколения, входящего в мир, есть нравственный долг – беречь красоту, созданную предыдущими поколениями. Память о прошлом – звено между настоящим и будущим. Из этой памяти мы черпаем опыт, который предостерегает нас от ошибок, дает силы и вселяет веру. Тысячи памятников истории и культуры составляет наше наследие.

Для  сохранения и  возрождения культурного наследия русского народа,  села  в бывшем Красном уголке здания  Сачковичского ДК  была создана комната русского быта. Начиналось всё с предметов крестьянского быта. Это  образцы домашней утвари, лозоплетения, кружевоплетения, гончарных изделий, ткачества и вышивки.    Создание комнаты русского быта вызвало настоящий всплеск энтузиазма у работников ДК и участников художественной самодеятельности. Люди  начали приносить предметы труда и быта своих предков. При всем при этом старшее поколение  стало востребованным: ведь они живые учителя, наставники, передатчики старинного знания и консультанты. И  молодежь, и старшее поколение начали делать одно общее дело – сохранять все то, что нам завещали наши предки, сохранять связь поколений и времен.

Работники культуры  и сейчас по крупицам собирают экспонаты. Многие пожилые люди дарят специально вещи из старого жилья, чтобы оставить память о себе.

Сейчас в комнате  русского быта собраны  не только предметы старинного быта, но и предметы советской эпохи, которые передали бывшие работники колхоза им. Мичурина.

У нас комната интерактивная, все  имеют возможность потрогать, погладить руками деревянные, чугунные предметы. Здесь можно соприкоснуться с историей: достать чугунок из печи, зыбку покачать , рассмотреть первый компьютер.…

Предметы, хранящиеся в комнате русского быта, позволяют оформлять разнообразные тематические выставки.

Всего в комнате насчитывается  132 экспоната, все составляют фонд подлинных материалов. Всё, что представлено в комнате русского быта собиралось на территории Климовского района,  большая часть принадлежала жителям с. Сачковичи.

Все предметы, собранные в комнате крестьянского быта имеют богатую и долгую историю.

Чтобы подробно рассказать о жизни крестьян, нужно познакомиться с предметами крестьянского быта, которые есть в нашей экспозиции.

«Приглашаем в путешествие в русскую избу»

Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям  российским —
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью,
С мягким, пышным хлебом – солью!

Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: “Здорово живите” или “Мир вашему дому”. Если хозяева работали, то их приветствовали словами “Бог в помощь” или “Помогай бог”

Милости просим в нашу комнату. Сегодня мы хотим вам рассказать о жизни крестьян в далекие, далекие времена. В этом нам помогут предметы, которые находятся в этой комнате.

Вот вам русская изба…
В центре стол, печь, образа,
Люлька — нянчит малыша,
Самовар и утюг, у стены большой сундук.

Примерно так выглядел быт в избе деревенских жителей. Основную часть интерьера составляли: печь, стол, лавки, шкаф для посуды, кровать, зыбка – люлька для качания детей (в деревенских семья всегда было много детей). В центре находилась печь. Она занимала большую часть избы. Печь играла самую важную роль в жизни крестьянской семьи. Она была основой жизни, главным оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори, хранила огонь. Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

А сколько сказок было рассказано детям на печи. Недаром говорили: «Печь краса – в доме чудеса». На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.

Посуда наша  для щей и каши,
Не бьётся, не ломается,
Порче никакой не подвергается!

Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Рядом с печкой или под печкой хранили железные ухваты разного размера, которыми ставили в печь и доставали из печи чугуны, горшки, корчаги для приготовления пищи для семьи и скота. Тут же хранили лопаты для выпечки хлеба, кочерга и помело для очистки пода печи. Над потолком около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали. Зимой детвора пряталась там от холода, играла там. А во время праздников, свадеб полати для детей были наблюдательным пунктом за происходящим в избе. От дверей до боковой стены избы широкая лавка. На ней мужчины занимались хозяйственными работами долгими зимними вечерами. Около печи часто устраивалась широкая лавка — лежанка, на которой могли  прилечь отдохнуть или женщины садились прясть, вязать. От печи исходило тепло.

На зиму в избе устанавливался деревянный ткацкий станок, на котором женщины при лучине ткали полотна для приготовления одежды.   Для ткацкой работы нужны были волокна – нити. Их тоже готовили сами. Долгий путь проходило льняное семечко до того, как станет рубашкой. Сначала его надо посеять, вырастить. Лён зацветал голубым красивым цветком, из которого превращался в маленькую круглую коробочку с семечками. Затем лен надо было вытеребить, связать снопами, высушить, околотить головки с семенами. Из коробочек отделить семена, которые шли на посев, а часть на приготовление вкусного льняного масла. Снопы замачивали в реке, затем сушили, мяли на специальном устройстве или в ступе, а затем трепали и чесали на дощечке с зубьями, чтобы отделить кору стебля – костру и волокно. Расчесанное волокно называли куделей. Кудель привязывали к прялке и пряли волокно.  Прялки – незаменимые спутницы женщин.

Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения , и донца – горизонтального сиденья для пряхи. Прялки были ручные и ножные. На ручной прялке волокно наматывалось на веретено, а на ножной — на катушку. Полученные нити использовались для вязания, шитья, приготовления дратвы и канатов, веревок и получения полотна на ткацком станке. На одном ткали половики, а на другом полотна для изготовления полотенец, одежды, портянок (онуч). Нити наматывались на трубочку (чевечку), которая вставлялась в лодочку (челнок). Он пробегал между нитями в станке. Чтобы нити уплотнить применялось устройство (бёдро), которое передвигалось вдоль нитей. Чтобы во время работы маленькие дети не мешали, около себя или за столом ставились вот такие приспособления в виде трубы с сидением внутри – дупла (в современном мире детские стульчики). В них усаживали ребенка, который сам еще плохо мог сидеть, чтобы он не падал, давали в руки тряпичные куклы или другие игрушки.

В избе было немало предметов, которые использовались крестьянской семьей. Это лукошки и корзины из лозы, короба, которые плелись из бересты или липовой коры  (луба, лыка),   туески,  глиняная и деревянная посуда различных видов и форм. В более крупных горшках готовили пищу, хранили запасы продуктов. Мелкие чаши использовались в качестве столовой посуды.  

Самым почетным местом в избе был «красный угол». 

Всё лучшее, что  есть в природе,
И всюду, где его найдем,
Как в русском повелось народе,
Мы красным искони зовём.

Есть в каждом доме красный угол,
Почётный, праздничный –  для тех,
Кто честь имеет быть нам другом,
С кем делим горе и успех!

В углу, на особой полочке стояли иконы, висела лампадка. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным. Стол накрывали льняной скатертью. Вокруг стола стояли лавки, где семя обедала. На пол стелили половики, дорожки или самотканые ковры. Они напоминали дорожку, стелющуюся по земле.

А эти старинные предметы, наверное, встречались вам не раз. Деревянные сундуки для хранения приданого молодушкам, невестам. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Праздничные одежды, скатерти, края покрывал – подзоры, концы полотенец все было украшено тканым или вышитым орнаментом. Чем  больше был сундук, тем богаче считалась невеста. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа. Вся одежда хранилась в сундуках.  Одеяла были сшиты из лоскутов ткани.

Для новорожденного подвешивали к потолку избы нарядную люльку – зыбку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца.

Когда спускались сумерки, зажигались лучины или керосиновые лампы. Мужчины в это время плели из лыка (кора молодой липы со счесанным верхним слоем) лапти, делали дратву (промазанная гудроном-варом с мылом или свиным салом нить, чтобы она не намокала и не гнила) и подшивали валенки. Девушки занимались рукоделием: вышивали, ткали, вязали, шили. Во время рукоделия пели песни, загадывали загадки, рассказывали различные истории, делились своими секретами. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый народ.

Холод времени не остудит то, что собрано по крупицам,
И душой посветлеют люди, и окупится труд сторицей!

Вот и завершилось ваше путешествие по крестьянской избе. Надеемся, что оно было интересным и полезным. Мир старинных предметов приоткрыл вам тайны прошлого, вы стали умнее, научились понимать язык ушедшего времени. И, напоследок, хочется сказать о том, что изучая предков и их традиции, мы изучаем себя.

Все предметы, которые мы наблюдали во время  виртуального путешествия подлинные (кроме печки) и могут использоваться по назначению.

Поделиться
Смотри также:
RSS-лента
YouTube
Одноклассники
Министерство культуры
Департамент культуры
Администрация Климовского района
Брянский методический центр НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Портал культурного наследия России